МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ
Метеорологическое обеспечение полетов заключается в своевременном доведении до командно-руководящего, летного и диспетчерского состава службы движения полной и точной метеорологической информации, необходимой для безопасного выполнения полетов.
Метеорологическое обеспечение гражданской авиации в целом организует Государственный комитет гидрометеорологии и контроля природной среды •СССР (Госкомгидромет). Непосредственное метеорологическое обеспечение гражданской авиации осуществляют оперативные подразделения Госкомгидро — мета, находящиеся в аэропортах или на аэродромах: авиаметцентры (АМЦ), авиаметеостанции (АМСГ), оперативные группы'(ОГ), авиаметпосты (АМП). Эти подразделения в оперативном отношении подчиняются командирам авиапредприятий. АМЦ и АМСГ обеспечивают командный и диспетчерский состав службы движения метеорологической информацией и документацией в необходимом объеме.
Экипажи ВС в период предполетной подготовки получают от АМЦ (АМСГ); метеорологическую консультацию, сведения о фактической погоде, прогноз погоды, штормовые оповещения и предупреждения, метеорологическую документацию в зависимости от характера и продолжительности полета. При полетах продолжительностью более 2 ч экипажам ВС вручается следующая документация: авиационные прогностические карты особых явлений погоды или прогноз погоды по маршруту полета; прогностические карты барической топографии или прогноз ветра на высотах; бланк с прогнозами погоды по пункту посадки и запасным аэродромам; бланк «Бортовая погода» для заполнения экипажем в полете.
Экипажам, выполняющим полеты по ПВП ниже нижнего эшелона, вручается прогноз погоды по маршруту, аэродрому назначения и запасным аэродромам в текстовой форме. При полетах продолжительностью 2 ч и менее метеодокументация, как правило, не вручается. В этих случаях экипаж проходит метеокон — 6* 83
сультацию, и дежурный синоптик отмечат в задании на полет, что экипаж метеорологическую подготовку прошел.
Наблюдения за погодой, проводимые органами метеообеспечения полетов производятся в строго определенные сроки по единой методике с использованием стандартных приборов. На основе обработки и всестороннего анализа данных метеорологических наблюдений составляются все виды метеорологической документации, в том числе карты погоды — приземные, высотные и т. д. Метеорологические наблюдения при выполнении полетов на аэродроме, а также, когда аэродром является запасным, производятся через каждые 30 мин, а в остальное время — ежечасно.
Экипажи ВС получают данные о погоде по КВ — и УКВ-каналам вещания метеоинформации. Если на аэродроме нет системы автоматической передачи этих данных по УКВ-каналу, метеоинформация передается на борт ВС диспетчером службы движения.
Многолетний опыт полетов на современных ВС свидетельствует о том, что влияние метеорологических условий на безопасность полетов очень велико. Около одной трети всех тяжелых АП происходили в погодных условиях, близких к минимально допустимым, когда метеоусловия усложняют и затрудняют действия экипажа, а в некоторых случаях являются основной причиной авиационных происшествий. Поэтому для обеспечения безопасности и регулярности полетов, необходима высокая оперативность и точность метеорологической информации о фактической и прогнозируемой погоде.
Качественное метеообеспечение полетов предусматривает использование профессионально грамотной информации о метеорологической обстановке со стороны экипажей ВС, осуществляющих метеорологические наблюдения непосредственно в полете. Оперативность и качество информации со стороны экипажей ВС зависит от уровня подготовки летного состава в вопросах авиационной метеорологии. Совершенствование метеообеспечения полетов предусматривает широкое использование автоматических систем для комплексного анализа и прогноза, что позволит повысить безопасность и регулярность полетов.